Защита прав пациента

Защита прав пациента

Досудебная защита прав пациента

Досудебное обращение к медицинскому учреждению с целью урегулирования конфликта не обязательна, однако не запрещена законом. В этом случае оформляется претензия, требование от имени пациента в адрес медицинского учреждения. Суть претензии состоит в требовании устранения нарушений и восстановления прав пациента, которые нарушены в процессе лечения.

В большинстве случаев претензии применяются как средство в споре между юридическими лицами.

В юридической практике существуют следующие виды претензий:

  • Возмещение вреда, причиненного пациенту, его жизни или здоровью;
  • Возмещение вреда в связи с потерей кормильца;
  • Компенсация расходов, которые возникли в связи с недостатками медицинской услуги.

Оформляется претензия только письменно, подписывается пациентом, либо его законным представителем (опекуном).

Срок рассмотрения претензии – 30 дней с момента получения. Результаты рассмотрения претензии администрация лечебного заведения излагает в ответе на претензию, там же должно содержаться решение.

Ответ на претензию подписывает руководитель медицинского учреждения. Реализация решения оформляется приказом руководителя. Приказ должен быть мотивирован определенными фактами, а также в нем должны указываться граждане, которым медицинское учреждение обязуется возместить вред, а также размеры компенсации на каждого отдельного пострадавшего, сроки и форма выплат. Копия приказа, а также ответ на претензию в письменной форме направляются заявителю.

Описанный выше сценарий развития событий – идеал. На практике такое случается редко. Медицинские учреждения не спешат признавать свою вину и перекладывают ответственность на третьих лиц, а часто и на самого пациента. Поэтому адвокатам, специализирующимся по медицинским делам, приходится прибегать к более жесткой форме защиты прав пациента.

 

Порядок защиты прав пациента

Медицинский адвокат готовит исковое заявление в суд. В исковом заявлении содержится требование защитить права пациента, которые были нарушены в процессе оказания ему медицинской помощи (медицинских услуг).

Исковое заявление должно подаваться не только по месту официального нахождения медицинского учреждения, но может подаваться и по месту жительства пострадавшего. В последнем случае обращаться в суд по месту жительства пациент имеет право лишь в случае, если оказанная ему медицинская помощь была им оплачена (Закон о защите прав потребителей).

Исковое заявление в суд подписывает пострадавший (истец), или его представители. К исковому заявлению прилагаются доверенности или иные документы, удостоверяющие право подписи, если представитель или опекун подписал этот документ вместо истца. Также к исковому заявлению должны прилагаться копии документов, свидетельствующих о нарушении прав больного. Затем в обязательном порядке требуется оплатить государственную пошлину.

Механизм компенсации вреда жизни и здоровью в случае оказания некачественных медицинских услуг застрахованным пациентам

В случае, если пострадавший от действий медицинского учреждения пациент застрахован, осуществлять мероприятия по судебной и досудебной защите его прав может он сам или страховая компания. Возмещение материального ущерба (компенсация) может осуществляться как добровольно, так и согласно решению суда. В случае нанесения застрахованному пациенту морального ущерба, физических или нравственных страданий, суд вправе возложить на виновных обязательства материальной компенсации доказанного вреда.

В соответствии с действующим законодательством страховая медицинская организация (компания) обязана защищать интересы застрахованных у нее граждан (клиентов). Обращение клиента по поводу некачественного медицинского обслуживания обязано инициировать расследование с проведением необходимых экспертиз качестве медицинских услуг. Также страховщиком должны быть проведены проверки фактов по данному случаю, а заявление пациента и все необходимые документальные подтверждения должны быть направлены в медицинское учреждение.